Великий Пост

postВеликий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.

Св. Великий пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой.

Еще в Ветхом завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину ( т. е. десятую часть) из всего, что они приобретали, и делая так они имели благословение во всех делах своих.

Зная это Св. Апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, т. е. время Великого Поста (Св. Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы и мы благословенны были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течении целого года.

Таким образом Великий Пост, – Св. Четыредесятница, – есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу – на спасение своей души.

В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.

 

Недели Великого Поста

         Первая неделя Великого Поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после взаимной молитвы происходит освящение «колива» в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 г. Приказал в гор. Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье Великого поста совершается так наз. «Торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. В память восстановления почитания Св. Икон.

Во второе воскресенье Великого Поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в ХІV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим Светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого Поста называется «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении “Лествица Рая” изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской». Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и ободрения труждающихся на духовной ниве. Показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних…

         В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскресение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой.

Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваи и Цветоносною. На Всенощной освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающаяся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог нам…»

Яна Трухан