Праздник Воздвижения Креста Господня (ФОТО)

127 сентября 2015

 «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя». 

Сегодня Праздник Воздвижения Креста Господня. В десятый раз от начала Богослужений в нашем Храме на честь Святителя Спиридона Епископа Тримифунтского Чудотворца с.Осещина, на всенощном бдении настоятелем храма протоиереем Александром Стасив в сослужении с иереем Вячеславом Стеценко, иереем Александром Матиюк, диаконом Владимиром Иванченко, был совершен чин Воздвижения Креста Господня.

В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

История Праздника Воздвижения Креста Господня.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх  Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету патриарха стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время, мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом, узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: “Господи, помилуй!”

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Чин Воздвижения, который ежегодно совершается в православных храмах, имеет глубокий духовный смысл. Никто не может остаться равнодушным, кто молился в это время в храме. И пожилые и молодые, вкупе с детворою, все кто молился в тот день в храме Свт.Спиридона ощутили всю благодатную силу Животворящего Креста Господня.

Сам чин Воздвиженья совершается следующим образом.

Выйдя с Крестом на средину храма иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв Крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси».

Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй».

Предстоятель трижды осеняет Крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает Крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего он, то есть предстоятель, обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает Крест, подобно тому, как он совершал это на восток.

Далее предстоятель обращается лицом к югу, и после прошения диакона: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание снова к востоку, по произношении диаконом: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют: «Слава и ныне», кондак праздника: «Вознесыйся на крест волею…» Предстоятель кладет святой Крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды: «Кресту Твоему…» Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому Кресту и его целование.

Крест Христов — это знамение победы над злом, над грехом, диаволом и смертью. Человек, который научился смотреть на жизнь этими новыми глазами, который в своей жизни выше всего ставит закон любви, — это совсем другой человек. Он имеет совсем другой взгляд на свою жизнь и окружающий мир. Его невозможно заставить чего-то испугаться, кого-то предать, отступить, когда он уверен, что творит правду и поступает по совести. Христиане именно этим новым взглядом на жизнь, верой в вечность, бессмертие души, бесконечной силой любви были сильны и побеждали всех и вся, и продолжают побеждать, и будут побеждать до скончания века. Именно это наше непобедимое оружие.

После совершения Божественной  Литургии в нашем храме на честь Святителя Спиридона Епископа Тримифунтского Чудотворца, настоятель Храма протоиерей Александр Стасив в очередной раз поехал поздравить с праздником переселенцев из Луганской области, которые временно проживают в здании бывшего детдома с. Жукин Вышгородского р-на.

Эти люди больше года живут в этом селе. Они вынуждены были покинуть свои дома, всё своё имущество, т.к. им сказали «временно» покинуть эту территорию из-за риска быть убитыми.

По пути мы купили продукты, пирожные, соки для взрослых и детей.

Если бы видели, какая неподдельная радость была на лицах этих людей. «Как же вы давно не приезжали к нам?» – жаловались они отцу Александру.

Не слышали мы от них ни ропота, ни ненависти к кому-либо за то, что они в относительно  мирное время стали беженцами, изгнанниками, стали никому не нужными.

Возраст этих людей самый разный, от 65 до 1,5 лет. И старшее, и молодое поколение, и подростки, и малыши. За время наших встреч мы уже стали добрыми друзьями. По приезду мы сразу начали совершать Благодарственный молебен Господу за все Его милости к нам грешным.

Детвора стояла со свечечками и внимательно слушала священника. Все присутствующие стояли на коленях и со слезами молились Господу о даровании мира нашему народу, чтобы Господь силою Честнаго Креста Своего избавил нас от врагов. Так могут молиться только те, кто много претерпел страданий. Спаси Господи и помилуй рабов Твоих!

Нельзя быть христианином и не нести крест. Об этом Сам Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Не бывает просто христианства — без креста, без подвига, без труда и усилия жить так, как Христос учил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.