Великая Пятница

1367526164_velikaya_pyatnica1Cтрастная Пятница открывает нам участие различных людей, соучастников тех или иных событий. Мы видим воинов, которые выполняют приказ. А приказ можно выполнять по-разному – остаться верным некой клятве и присяге, сказав, что я просто делал свое дело, а можно быть тем, кто облегчит страдания ближнего. В Евангелии не прописаны до конца образы тех людей, которые были там, но мы прекрасно понимаем, что Петр отрекается, а сотник наоборот, признает во Христе Сына Божия. Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Христа, если приравнять их положение в обществе к современным должностям, равны депутатам Верховной Рады, потому что Синедрион, членами которого они являлись, был советом старейшин народа. Тайные ученики Христа вдруг проявляют те самые христианские качества, которые до этого у них были скрыты. Проповедь, те семена, которые были посеяны Христом в сердцах Никодима и Иосифа, дали всходы в самый нужный момент. В тот момент, когда Господь ожидал от них именно таких действий. Очень важно, чтобы мы не упустили этот момент, чтобы мы понимали, что действовать нужно здесь и сейчас. Но одновременно этот момент нужно соизмерять с вечностью. Не подстраиваться под сиюминутные выгоды, ведь в тот момент было выгодно быть на стороне Пилата, Синедриона, народа, который был в эйфории и упился кровью. Они считали, что сделали правильное и нужное дело. Об этом мы вспоминаем в пятницу, когда выносим плащаницу, тканую икону Спасителя, полагаем ее посреди храма и воздаем поклонения. Ключевое песнопение этого дня – «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи». Иосиф не забыт Церковью. Происходит Богослужение, которое называется «Чин погребения плащаницы». Оно очень важное, и каждый может увидеть, что чин погребения Спасителя ничем не отличается от погребения обычного человека. И это не из-за отсутствия творчества, а потому, что Христос разделяет все с нами, начиная от прихода в этот мир и до смерти. Эти рождественско-погребальные параллели мы видим постоянно в церковной жизни – ясли и гроб, пелены Младенца и пелены погребальные, масло, которое возливается на Новорожденного и погребальное масло… Нас готовят к жизни вечной, чтобы мы понимали, осознавали и впитывали всю ту благодать, которая подается человеку через воплотившегося Господа. Таинства становятся реальностью и переживаются нами.

Наталия Трухан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.